Маркетплейс решил подстраховаться

Wildberries может начать развитие нового бизнеса с покупки компании

Группа Wildberries собирается развивать страховое направление путем приобретения страховой компании, утверждают источники “Ъ”. Выбор в этом сегменте довольно большой, в том числе среди компаний, ранее принадлежащих иностранным собственникам. Покупка собственной компании, которая может обойтись в 0,5–1 млрд руб., ускорит для маркетплейса запуск страховых услуг, а с учетом клиентской базы, ресурсов и компетенций может привести к быстрому росту этого бизнеса.

Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран


                Маркетплейс решил подстраховаться


                Маркетплейс решил подстраховаться

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Маркетплейс Wildberries (WB, головная компания — ООО РВБ) рассматривает покупку страховой компании, рассказали два источника “Ъ” на страховом рынке. По словам одного из собеседников, маркетплейс ищет небольшую страховую компанию игрока с лицензией на ОСАГО, а также на осуществление других видов страхования сегмента «не жизни». Wildberries готова приобрести организацию за 0,5–1 млрд руб., отмечает другой собеседник “Ъ”. Компании уже предлагали несколько вариантов, добавляет он. В Wildberries отказались от комментариев.

ООО РВБ создано летом 2024 года в результате слияния Wildberries и оператора наружной рекламы Russ. В совместном предприятии 65% принадлежит ООО «Вайлдберриз» Татьяны Ким (99% долей) и Владислава Бакальчука (1%), а 35% — ООО «Стинн». В 2024 году выручка РВБ составила 441,1 млрд руб., чистая прибыль — 47,64 млрд руб. В 2024 году оборот РВБ превысил 4,1 трлн руб., за год увеличившись на 60%.

По мнению экспертов, в круг объектов для покупки могут войти страховщики на позициях ниже топ-30 по сбору страховой премии. По оценке финансового эксперта Андрея Бархоты, это компании с объемом собранных за год премий от 1 млрд до 3 млрд руб. в год. По его мнению, потенциальными компаниями для покупки могут быть «Тит» (капитал 0,9 млрд руб.), «Интери» (1,2 млрд руб.), «Аскор» (0,5 млрд руб.).

Читайте также:  "Газпром" установил объем размещения биржевых облигаций в размере 5 млрд юаней

По оценке страхового эксперта Александра Медведева, под требования Wildberries могут подходить компании и с премиями ниже 1 млрд руб. в год или компании, ранее принадлежащие иностранным владельцам, в частности «Турикум» (ранее «Цюрих») или «Ганза» (бывшая «ЭчДиАй Глобал»).

При этом обычно компании, работающие вне страхования жизни, даже небольшие, продавались с коэффициентом 1,2–1,5 к капиталу, отмечает гендиректор компании «Бизнесдром» Павел Самиев. Примером этого является продажа в 2025 году компании «Гайде» концерну «Россиум», а также сделка 2022 года по приобретению компании «Двадцать первый век» финансовой группой Finbridge, отмечает он.

Ранее о намерениях развивать страховое направление заявляли также «Озон», «Яндекс» и «Авито» (см. “Ъ” от 3 октября и 19 ноября 2024 года). «Озон» пошел по пути white label, который предусматривает создание страховых продуктов на базе лицензий других страховых компаний. «Яндекс» работает по агентской схеме — продукт разрабатывается вместе со страховой компанией, продается под брендом сервиса, но внутри пользователь получает страховой полис. «Авито» развивает модель встроенных сервисов.

Одним из главных преимуществ приобретения страховщика по сравнению с созданием собственной компании может стать скорость. Для успешного запуска страховщика с нуля может потребоваться от шести месяцев до полутора лет, в том числе из-за долгой процедуры лицензирования, поясняет финансовый советник Алексей Родин. Однако покупка действующего страховщика со своим портфелем может нести за собой набор рисков, в том числе ошибки в актуарной политике, отмечает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов.

Для Wildberries использование собственной страховой компании может стать способом монетизировать клиентскую базу, повысить количество общения с потребителями, отмечают эксперты.

Кроме того, использование данных о клиентах, об их покупках, их поведении позволит создать удобные страховые продукты, встроить их в клиентские пути покупки других товаров, поясняет совладелец страхового брокера Mains Сергей Худяков. Ключевые направления — страхование ответственности и имущественное страхование, поясняет Андрей Бархота.

Читайте также:  Глава Bitcoin Magazine рассказал, чего ждет от биткоина

Кроме того, в настоящее время руководителем финансового блока Wildberries является Георгий Горшков, ранее возглавлявший банковско-страховой бизнес группы ВТБ (см. “Ъ” от 22 июля). «Он может сформировать качественную команду и быстро построить процессы любой сложности»,— считает Александр Цыганов. Учитывая результаты Вайлдберриз-банка с позиции темпов роста бизнеса и прибыльности, страховщик, вошедший в группу, сможет вырасти в несколько раз по объему собранных страховых премий уже после первого года после покупки, оценивает господин Бархота.

Юлия Пославская, Дарья Андрианова

Источник