Власти определились с поддержкой дорожных строителей

Власти утвердили «дорожную карту» по поддержке транспортного строительства


                    Власти определились с поддержкой дорожных строителей

Сюжет Эксклюзивы РБК Сюжет Господдержка малого и среднего бизнеса 2025 Власти утвердили план изменения законов для поддержки дорожных подрядчиков. Прежде участники рынка неоднократно предупреждали о риске банкротств из-за снижения рентабельности инфраструктурных проектов


                    Власти определились с поддержкой дорожных строителей

Вице-премьер Марат Хуснуллин утвердил «дорожную карту» по изменению правового регулирования для поддержки отрасли транспортного строительства. РБК ознакомился с копией документа, его подлинность подтвердил представитель Национальной ассоциации инфраструктуры компаний (НАИК; объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности «Нацпроектстрой», «Автобан», «Трансстроймеханизацию» и др.), которая принимала участие в разработке положений. В аппарате вице-премьера Хуснуллина сообщили РБК, что план мероприятий был одобрен.

Реализация указанных в плане мер будет проходить в 2025–2026 годах, говорится в документе. Сами предложения затронут вопросы, связанные как с ценообразованием контрактов, так и с финансированием, исполнением, казначейским и банковским сопровождением соглашений в сфере строительства. Их разработкой НАИК занималась вместе с федеральными органами власти, сообщал ранее РБК ее представитель. «Отрасли необходимы эти решения, это вопрос выживания», — подчеркивал тогда он.

План мероприятий власти согласовали в середине августа. Всего в него вошло порядка 15 предложений.

  • Для поддержки инфраструктурных подрядчиков, как следует из документа, планируется проработать вопрос о возможной компенсации затрат на оплату процентов за пользование займами, привлекаемыми для целей досрочного исполнения контракта. Кроме того, будет рассмотрена возможность предоставления субсидий из федерального бюджета и банкам, которые выдали строителям кредиты по льготной ставке. Таким образом они смогут возместить недополученные доходы по подобным ссудам, говорится в плане мероприятий. Субсидии предлагается выдавать по договорам со сроком погашения не позднее трех месяцев после окончания действия контракта. Будет рассматриваться вариант и об осуществлении ежемесячных выплат уполномоченным банкам с момента принятия решения о предоставлении субсидии до окончания срока действия кредитного соглашения.
  • В «дорожной карте» также предложено утвердить типовые условия контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ, а также на проведение строительного контроля. Там же говорится, что будет обсуждаться и возможность снижения размера обеспечения гарантийных обязательств по договору по мере их истечения на отдельные виды работ.
  • Читайте также:  Астролог Кушнир назвала знак, которого ждет карьерный рост в сентябре — укрепите позиции

    РБК направил запросы в пресс-службы Минстроя и Минтранса.

    С чем связано появление инициатив

    В конце 2024-го и начале 2025-го НАИК направляла предложения по мерам господдержки предприятий в федеральные органы власти. В частности, правительству предлагали разрешить направлять часть авансов по госконтрактам на банковские депозиты, разрешить менять существенные условия контрактов по соглашению сторон, не устанавливать требования обеспечения государственных и муниципальных контрактов. В противном случае отрасль ждут банкротства подрядных компаний и «массовое высвобождение» персонала и техники, предупреждали в ассоциации.

    В июне НАИК сообщала, что почти половина системообразующих компаний отрасли инфраструктурного строительства находится на грани банкротства. В своих данных организация ссылалась на данные мониторинга, который проводило Минэкономразвития при участии Федеральной налоговой службы (ФНС). Тогда выяснилось, что 47% от списочного количества компаний отрасли находятся в предбанкротном состоянии, а еще 35% — «в группе высокого риска». Что это конкретно за игроки, НАИК не поясняла. Но источник, близкий к ассоциации, тогда указывал, что данные были подготовлены по методике Минэкономразвития с участием отраслевых аудиторов, которые изучили отчетности дорожно-строительных компаний.

    Как бизнес оценивает предложения

    В этом году представители рынка неоднократно сигнализировали о возникшей критической ситуации, которая стала прямым следствием снижения рентабельности инфраструктурных проектов, рассуждает директор по ценообразованию и производственной эффективности «ДСК «Автобан» Михаил Белых. Принятый план мероприятий, по его словам, говорит не только об осведомленности правительства о системных проблемах в строительной отрасли, но и о его готовности предпринять конкретные шаги для их решения.

    При текущей ключевой ставке 18% «главной болью» подрядчиков является высокая стоимость заемных средств и кассовые разрывы при ускоренном исполнении, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Именно поэтому первыми по эффективности идут инструменты удешевления кредитов. Структурные изменения в ценообразовании — транспорт и сметная прибыль — важны, но эффект у них среднесрочный и влияния на текущую ситуацию они окажут гораздо меньше, полагает эксперт.

    Читайте также:  «С ним были бы в тройке». Добровинский назвал тренера, которого «Динамо» стоит назначить в случае ухода Карпина

    Реализация плана мероприятий позволит приблизить сметную стоимость строительства к реальным рыночным условиям, в том числе при актуализации показателей оплаты труда, накладных расходов и сметной прибыли, указывает советник по развитию проектов по государственно-частному партнерству ГК «Нацпроектстрой» Владимир Монастырев. Он также подчеркивает, что становление объективного размера гражданско-правовой ответственности за недостижение доли субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, а также снижение размера обеспечения гарантийных обязательств по мере их истечения на отдельные виды работ снизят дополнительные затраты подрядных организаций.

    Генеральный директор АО «Мостострой-11» Николай Руссу, в свою очередь, называет утверждение «дорожной карты» «важным и своевременным шагом», направленным на обеспечение устойчивого развития строительной отрасли. Оптимизация процедур финансирования и банковского сопровождения позволит снизить административные барьеры, которые в настоящее время сдерживают рост производительности, резюмирует эксперт.

    Источник: www.rbc.ru